Диагностика

Как помогают детям с тяжелым нарушением слуха

Почти каждый десятый россиянин живет с нарушениями слуха вплоть до тотальной глухоты. Способность слышать у новорожденных должны проверять еще в роддоме, но бывает, что врожденная глухота остается нераспознанной. На что должны обратить внимание родители? Как понять, если нарушения слуха появились позже? Это важно знать, ведь шансы на нормальную жизнь у большинства таких детей зависят не только от качества медицины, но и от того, как быстро их родители начнут решать проблему. Об этом "РГ" – Неделя побеседовала с врачом-сурдологом-оториноларингологом РДКБ Минздрава России Марией Лалаянц.

© Российская Газета

Мария Рафаэльевна, как часто рождаются детки с проблемами со слухом, с чем это связано?

Мария Лалаянц: По статистике, один ребенок на тысячу рождается с двусторонней глухотой. По некоторым данным, даже один на 650. Это именно стойкие нарушения слуха. А еще бывают нестойкие, временные, связанные, например, со смазкой в наружном слуховом проходе, они, как правило, проходят сами по себе. Но стойкие – это то, что требует внимания.

Современные исследования показали: до 80% случаев двухсторонней стойкой тугоухости – это генетически обусловленные нарушения. Причем хочу предупредить: даже если в роду ни у кого не было нарушения слуха, риск остается. Дело в том, что каждый 20-25-й человек, здоровый, слышащий, является носителем мутации в гене коннексин 26, а это и есть самая частая причина тугоухости. И если в паре оба родителя – носители такого поврежденного гена, тогда риск рождения у них ребенка с нарушением слуха – 25% при каждой беременности.

Правда ли, что слух ребенку должны в первый раз проверить еще в роддоме? И почему тогда некоторые родители узнают об этом намного позже, когда замечают, что ребенок не реагирует на громкие шумы?

Мария Лалаянц: В России с 2008 года проводится универсальный аудиологический скрининг новорожденных. Основан он на регистрации так называемой отоакустической эмиссии, "ответа" на звук от внутреннего уха.

Уже в роддоме, если ребенок проходит этот тест, можно предполагать, что вплоть до внутреннего уха проблем со слухом у него нет. Если же тест ребенок не прошел, он однозначно нуждается в дополнительном исследовании. Таким детям повторно проводят аудиологический скрининг в возрасте одного месяца в поликлинике. Если ребенок и его не прошел, тогда его направляют на подробное аудиологическое обследование. Это помогает как можно раньше выявить нарушение слуха и его скомпенсировать. Если этого не сделать, то, соответственно, ребенок плохо слышит, плохо понимает окружающих, не может научиться говорить. В результате задержка речевого развития и отставание от сверстников.

Аудиологический скрининг может не выявить проблем, если у ребенка легкая степень нарушений, какие-то частичные изменения слуха. Есть также нарушения, которые кроются глубже и не выявляются при скрининге. Например, если поврежден слуховой нерв. Такие дети скрининг проходят, а к врачу попадают только когда родители замечают, что ребенок не реагирует на звуки.

Та же проблема может возникнуть и с недоношенными детьми – нарушения слуха у них тоже могут обнаруживаться позднее.

Как помогают таким детям? Операции кохлеарной имплантации проводят всем, кто в ней нуждается? Или есть ограничения?

Мария Лалаянц: У такой операции есть четкие показания: двусторонняя глухота, тугоухость 4-й степени, которая не может быть компенсирована слуховыми аппаратами. Кроме того, пациентам с определенной формой синаптопатии слуховые аппараты не помогают, несмотря на то, что у них может быть легкая степень снижения слуха. А кохлеарная имплантация для них может быть эффективной.

Но, к сожалению, кохлеарная имплантация, несмотря на потенциальную эффективность, помогает не всем. Так, если у ребенка поврежден или отсутствует слуховой нерв, проводить операцию бесполезно. Невозможно ее сделать и при пороках развития внутреннего уха. Например, если отсутствует улитка, в которую должен быть введен имплант.

К сожалению, операцию нельзя проводить, если у ребенка некоторые заболевания – нескомпенсированная эпилепсия, судороги, состояния, когда противопоказан длительный наркоз. Сначала нужно стабилизировать состояние ребенка и только потом заниматься восстановлением слуха.

Диагноз поставлен. Что дальше?

Мария Лалаянц: Если у ребенка выявлена стойкая двусторонняя тугоухость, то речь идет прежде всего о слухопротезировании, подборе слуховых аппаратов. Это первый этап реабилитации. Только после него решается вопрос о необходимости, целесообразности и возможности проведения кохлеарной имплантации. В некоторых случаях она может проводиться и без этапа слухопротезирования. Например, если ребенок потерял слух, переболев менингитом.

Но важно помнить: кохлеарная имплантация – это не панацея, действующая одномоментно. После нее ребенок не будет сразу слышать. Он будет слышать только после подключения речевого процессора, который располагается за ухом и похож на слуховой аппарат. Его необходимо настраивать, чтобы создавать у ребенка звуковые ощущения, приближенные к слуху нормально слышащих людей. Обычно это многомесячный период реабилитации.

Как проходит это обучение? Насколько оно доступно?

Мария Лалаянц: Реабилитацию проводят совместно несколько специалистов. Врачи-сурдологи оценивают состояние слуховой системы ребенка и настраивают процессор, определяют уровни стимуляции, ее режим. Учат его использовать, рассказывают, как за ним ухаживать. Потому что это дорогое, сложное электронное устройство, требующее правильного обращения. Впрочем, освоить все это несложно: справляются не только взрослые, но и дети школьного возраста.

Но правильно настроить устройство мало, ребенка приходится обучать "слышать", распознавать вчера еще недоступные ему звуки. Делают это сурдопедагоги, логопеды-дефектологи. Но основная нагрузка ложится на родителей. Именно они занимаются с ребенком, выполняя рекомендации педагогов и врачей.

Конечно, есть курсы реабилитации для детей с нарушением слуха и речи. Но это временные занятия. А реабилитация должна быть регулярной и индивидуальной – соответствовать возможностям и нуждам каждого ребенка.

Это очень тяжелая, кропотливая работа. Как, впрочем, и родительский труд в целом. Но все-таки тут есть за что бороться: если отклонение выявлено вовремя и ребенок получил нужное лечение и технические средства, есть все шансы восстановить ему слух. Значит, он научится говорить, будет общаться, учиться и жить полноценной жизнью.

Вопрос ребром

Что должны знать родители: куда обращаться, как обследоваться?

Мария Лалаянц: При подозрении на нарушение слуха необходимо прежде всего посетить врача-сурдолога. К нему можно обратиться самостоятельно или получить направление в своей поликлинике.

На первом этапе, когда ребенок маленький, проводится подробное аудиологическое исследование, включающее регистрацию КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы – ответы ствола мозга на звуковую стимуляцию). Тест проводят в состоянии естественного или медикаментозного сна. Это золотой стандарт таких исследований у младенцев. Помимо него проводят и другие исследования: врач оценивает состояние внутреннего уха, среднего уха. Для выявления анатомических особенностей выполняется МРТ, КТ. Также необходимо генетическое обследование для выявления генетической причины тугоухости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × 2 =

Кнопка «Наверх»
На сайте dk-med используются файлы cookie
Подтвердить